четверг, 18 мая 2017 г.

Декоративный стиль в архитектуре и дизайне 40-50-х годов



Развитие стиля материально-художественной культуры 40 - 50 г. в СССР происходило в сложных исторических и общественно-политических условиях. Создавались новые заводы и фабрики, строились новые социалистические города и рабочие поселки, росло благосостояние народа. Огромные массы трудящихся приобщились к животворному источнику культуры. Перед архитектурой, мебельной индустрией и производством бытовых предметов возникла задача массового удовлетворения потребностей общества.

В годы индустриализации советские архитекторы провели огромную работу по созданию новых городов, типизации зданий, сооружению школ, детских учреждений, клубов и столовых. Бывшие шахтерские поселки превратились в социалистические города Донецк, Краматорск, выросли новые города - Запорожье, Горловка, Магнитогорск, Кузнецк. Почти в каждую квартиру пришел свет электрической лампочки и голос радиовещания.


В стране осуществлялась культурная революция. Была проведена ликвидация экономической и культурной отсталости ранее угнетенных народов. В предвоенные годы количество студентов в высших учебных заведениях СССР достигла более полумиллиона человек, а в средних учебных заведениях - свыше 30 миллионов. Огромный культурный расцвет проходил в обстановке патриотизма и развития национальных культур. Все это способствовало развитию стилевых черт, связанных с национальными или классическими традициями.

В архитектуре этого периода ведущее место заняли архитекторы И. А. Фомин, А. В. Щусев, И. В. Жолтовский и другие, которые творчески перерабатывали классические и национальные формы архитектуры прошлых времен и приспосабливали их к современным потребностям. В 1930 - 40 годы это направление привело к созданию многочисленных сооружений, достаточно сдержанных по своим формам, в которых классические атрибуты - колонны, фронтоны и т.д. - гармонично сочетались с конструкцией и материалом, не нарушая функциональную целесообразность сооружения. Примером такой архитектуры можно считать здание Верховной Рады УССР (арх. В. Г. Заболотный) и некоторые жилые дома Киева, гостиница «Москва» в Москве (арх. А. В. Щусев) и другие.

Здание Верховной Рады


гостиница «Москва»


Но уже в предвоенные годы появляются дома, в которых архитектурные формы теряют масштабность, перестают быть целесообразными, гуманистическими и превращаются в гигантские монументы, лишенные красоты. Эти формы не следовали органично из решения утилитарных задач, а стали следствием того, что отдельные архитекторы увлеклись гигантоманией архитектурных форм, считая ее тем средством, которое лучше отражает величие эпохи.

Ярким примером такого подхода были административные здания - бывший дом НКВД на ул. Кирова и областных организаций на Советской площади в Киеве, дом правительства в Ереване и другие сооружения, в которых гигантомания и формотворчество по мотивам классики достигла кульминации.

дом НКВД



дом правительства в Ереване

Монументальность форм нашла также отклик в мебели и в предметах быта. Промышленность освоила в этот период выпуск мебели громоздких габаритов и сложных форм. В это время были модны большие буфеты, в которых хранили всю посуду, потому что люди жили преимущественно в коммунальных квартирах. Большими и тяжелыми были диваны с высокими спинками, к которым пристраивали полки и шкафы. Распространенными были круглые и овальные столы, которые располагались посреди комнаты. Бытовые вещи выпускались многочисленными местными предприятиями, которые в основном не ставили своей целью вопрос эстетической формы предметов.

Развитие национальных культур вызвало интерес к многочисленным традициям, среди которых было много и таких, которые уже давно отжили и потеряли свое первоначальное значение. Наряду с национальными элементами в быту использовались элементы буржуазной культуры.

Все это привело к распространению среди некоторой части населения мелкобуржуазных вкусов. Это особенно сказалось на интерьере: громоздкая мебель, тяжелые бархатные портьеры и скатерти дополняли ковры, которые вешали на стену. От буржуазного быта пришли в новую действительность тяжелые хрустальные люстры и пышно украшенная посуда, огромные шелковые абажуры. Из народного натурального хозяйства были заимствованы многочисленные самодеятельные изделия, плетения, вышивки, различные полочки и ящики, которые уже не были настоящими изделиями народного искусства, а выглядели кустарными, неуклюжими, антихудожественными. Все это захламливало помещения, не способствовало воспитанию эстетических вкусов и соответствовало принципу “чем больше, тем лучше”.

В меньшей степени испытал на себе украшательское воздействие костюм 40-х годов. Он развивался преимущественно под влиянием антагонизма к костюму господствующих классов царской России. Надолго остались в моде военизированные костюмы периода гражданской войны, разного рода короткие куртки и кожаные пальто автомобилистов и пилотов. Традиционным головным убором стала кепка или военизированная фуражка, пилотский шлем стал тоже нравиться молодежи.

Большой размах советского спорта способствовал развитию спортивных черт в одежде. Силуэты женского и мужского костюмов стали более близкими и похожими. Расцвет национальных культур приводит к распространению элементов национальной одежды всех республик. Так, популярной стала тюбетейка, мужские рубашки навыпуск, опоясанные шелковой веревкой, рубашки с вышитым стоячим воротничком. В женском костюме - платье с вышивками, народные сарафаны, блузы с широкими рукавами и т.п. Победоносное окончание Великой Отечественной войны не могло не повлиять на художественные особенности стиля.

Архитектура 50-х годов в своих произведениях наиболее отразила пафос победы, пафос праздника. Закрывая глаза на злободневные проблемы - обеспечение жильем и необходимыми бытовыми условиями всех членов общества, пренебрегая экономическими показателями строительства, архитекторы пытались, во что бы то ни стало превратить каждую постройку, дом, школу, магазин на уникальный памятник эпохи.

Продолжая классические и национальные традиции строительства довоенного периода, архитекторы внесли большой вклад в восстановление и развитие городов Советского Союза. Были восстановлены из руин Волгоград, Севастополь, Киев и другие города, построено большое количество жилых домов, заводов, больниц, школ и детских учреждений. Выросли новые архитектурные ансамбли - такие, как Крещатик в Киеве, сооружения Московского университета, новые проспекты и кварталы в Москве, Киеве, Запорожье, Горловке и др..

Московский университет


Однако в стилевом отношении в архитектуре, мебели и бытовых вещах послевоенного периода продолжали развиваться гигантомания, пышность, лишняя декоративность и парадность форм. Это часто приводило к излишнему расходованию средств, к помпезности, к пренебрежению удобством. Примером украшательской тенденции того периода стало строительство в Москве высотных жилых зданий башен. Установленная на них скульптура заслоняла свет в окнах; пышные фонари, даже обычные урны для мусора начали делать вроде античных колонн.

Развитие материально-художественной культуры 40 - 50-х годов отмечено такими негативными чертами, как декоративность форм, эклектичность, отрыв формы от содержания, противоречие между конструкцией и материалом, многословие художественных средств. Все эти черты отражают определенное эстетическое направление, царившее в то время в литературе и искусстве и оказавшееся в так называемой лакированной действительности.

Великолепие и декоративность форм стала характерной для всех жанров искусства, особенно в 50-е годы. И все же это был определенный декоративный стиль материально-художественной культуры, который имел свой генезис развития - от стилизованных классических мотивов 30-х годов до пышного декоративизма национальных и эклектичных форм 50-х годов. И хотя после 1950-х годов он перестал быть «модным», отдельные проявления этого стиля можно увидеть до сих пор в архитектуре, особенно в интерьерах общественных и жилых зданий. Ведь в быту - этой наиболее консервативной области жизни - дольше господствуют «старомодные», морально устаревшие формы.

В 1954 году украшательству был положен конец. В развитии стиля начался новый период, который сказался научными поисками единства красоты и целесообразности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий