среда, 17 мая 2017 г.

Стилизаторство и эклектика в архитектуре



Cтилизация, стилизаторство - термины, которые как и само слово “стиль”, применяются во многих сферах жизни, культуры, искусства. Чаще стилизация означает творческий прием, к которому прибегают архитекторы, художники-конструкторы мебели, предметов быта, повторяя в своих произведениях формы и средства одного из стилей прошлого.

Основной чертой стилизации является отрыв формы от содержания, наследования форм, родившихся в прошлых исторических условиях, и перенос их в новые условия, в новые материалы.

В отдельные исторические периоды, когда совпадают некоторые общественные и культурные обстоятельства жизни двух эпох, стилизация в творчестве великих мастеров может превратиться из ремесленного копирования в настоящее творческое направление, способное гармонично соединить форму и содержание, красоту и удобство. Хотя в целом стилизаторство обречено на утрату правдивости, разрыв между формой и конструкцией, между красотой и удобством предмета.


Элементы стилизации находим в творчестве мастеров Возрождения в Италии и русском классицизме конца XVIII - начала XIX в. Оба эти этапы развития архитектуры и предметов быта можно считать стилизацией, в лучшем смысле этого слова. Эпоха Возрождения античных канонов совпадала с возрождением идеалов гражданственности, расцветом гуманистических идей, созвучных «золотой эпохе» Перикла. В интерпретацию греческих канонов выдающиеся мастера итальянского Возрождения и русского классицизма силой своего таланта сумели внести дух своей эпохи, новые эстетические идеалы. Но разрыв между формой и содержанием, формой и материалом и конструкцией остался как в архитектуре Возрождения, так и в архитектуре классицизма, особенно в последнем, который развивался в период существования новейших материалов.

Следует подчеркнуть, что одновременно с развитием классицизма во многих странах наблюдалась стилизация форм готики, например, в Англии, где готические традиции были более сильными, чем классические. В XVIII веке торговля с Китаем и интерес к этой таинственной в то время стране вызвал стилизацию под китайскую архитектуру. Влияние Китая сказался также на посуде, мебели, предметах быта.

Исследования археологов и художников в Греции и Малой Азии, знакомство с культурой и памятниками прошлого других стран в XIX в. открыло свободный путь стилизации. С другой стороны, развитие капитализма, значительное увеличение объема строительства, влияние буржуазных заказчиков, которые требовали от архитекторов, во что бы то ни стало создания венецианских окон или готических шпилей, также толкало к стилизаторству в худшем понимании этого слова.

В России, например, в середине XIX в. официально насаждался сверху так называемый «национальный русский стиль», ярким проявлением которого было строительство в Москве на Воробьевых горах огромного храма Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве


Под влиянием идей древнерусского, а точнее византийского, стиля архитектором К. А. Тоном были разработаны альбомы проектов, по которым в «византийском» стиле строились архитектурные сооружения, особенно церковные, во всех городах России. Наряду с этим развивалось стилизаторство на мотивы всех исторических стилей прошлого. Период стилизаторства совпал с развитием капитализма и интенсивной застройкой городов Европы во второй половине XIX века.

В России в это время тоже велось крупное частное строительство. До сих пор в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе можно увидеть целые кварталы так называемых «доходных» жилых домов, архитектура которых повторяет основном Ренессанс, готику, романский стиль.



Ярким примером стилизаторства является творчество киевского архитектора В. Городецкого, который в течение нескольких лет построил католический костел в Киеве (на Красноармейской улице) в готических формах, дом, в котором находится музей украинского искусства, в формах древнегреческого храма, караимские кенасы (кинотеатр «Заря») - в национальных мавританском формах. Такое творчество архитекторов в разных стилях приводило к беспринципности и украшательству, к полному разрыву формы и содержания сооружения. Аналогично оказывался стилизаторским подход и в создании предметов быта. Великий русский критик В. В. Стасов смеялся над представителями стилизаторства. Он писал, что архитекторы-стилизаторы меряют архитектуру различных стилей аршинами, как купцы мануфактуру.

Католический костел на Красноармейской в Киеве


Стилизаторство, как эпидемия, охватило всю Европу в XIX веке. Так например, в Будапеште было построено в 1855 - 1870 гг. огромное строение парламента в готическом стиле, а малый дворец Парижской выставки 1900 г. построен в ренессансных формах. Социальная суть стилизаторства не позволяла создать гармоничный новый стиль в условиях острых противоречий и классовой борьбы, противопоставления интересов личности и общества, отрыва производства от художественного творчества. Архитекторы же искали в прошлом выход из того творческого тупика, в котором оказалась архитектура в XIX веке. И, не находя его, все больше отрывались в своих поисках эстетических форм от требований жизни, от новых конструкций и материалов.

В этот период на новые металлические и железобетонные каркасы архитекторы навешивали тяжелые средневековые фасады, превращаясь таким образом в декораторов. Разделение труда в строительстве, появление инженеров-конструкторов, сантехников, прорабов, способствовало уходу архитекторов в сферу изобразительной и украшательской деятельности.



Здание парламента в Будапеште

Пытаясь доказать свободу архитектурного творчества, некоторые архитекторы от копирования определенных стилей пришли к механическому смешиванию их форм, получившему название «эклектики». Известный советский архитектор И. В. Жолтовский, последователь стилизации, считал, что архитектор-эклектик, который не понимает законов архитектуры и окружающей действительности, “похожий на попугая, который изучил чужие слова и повторяет их, не понимая смысла”.

Капиталистическая собственность на землю, стилизаторство и эклектика в области художественной формы обусловили облик города конца прошлого века. Улицы центральной части города плотно застраивались рядами домов. Нижние этажи использовались для разного рода лавок и мастерских. Многочисленная реклама загораживала фасады домов. Все это выполнялось без определенного вкуса и искажало общий вид города. Ярким примером эклектики в градостроительстве конца XIX века был Крещатик в Киеве, застроенный разностильными фасадами.

Стилизаторство и эклектика кроме архитектурных сооружений отразились также на мебели, предметах быта и одежде второй половины XIX века. Это особенно касается одежды того периода. Ускоренное расслоение общества привело к разнородности в одежде. Наряду с костюмом аристократов распространяется полународный костюм купцов и подрядчиков; костюмы мещанства и разночинцев, военных чинов, чиновников и учащихся были настолько разнообразными, что их невозможно даже перечислить.

В костюме, как и в архитектуре того времени, борются тенденции западноевропейской буржуазной моды с местными национальными или псевдонациональными тенденциями. В женском аристократическом костюме второй половины XIX в. появляется так называемый турнюр, возрождается шлейф, которые вызывают колючие насмешки карикатуристов. В костюме мужчин, заимствованном из мод Парижа и Лондона, развиваются традиции английского буржуазного костюма с различными нюансами фрака, жилета, пиджака и узких брюк. В меняющихся модах этого периода эклектично использовались элементы костюма разных эпох. Так, например, вновь возрождаются уже забытые лорнет, тростника, муфты, шляпки, украшенные новостью того времени - страусовыми перьями.

Идеалом купеческого и буржуазного вкуса становится приобретение ценных вещей, бриллиантов, меха и т.п. Частные квартиры превращаются в антикварные магазины, причем эстетическая художественная ценность отдельных вещей отступает на задний план, основным становится их номинальная покупная цена. Капиталистические дельцы скупают на аукционах разоренных аристократов дорогую старинную мебель, скульптуру, картины, посуду, но все это подбирается без всякого вкуса, без системы и приводит к механическому сочетанию предметов разных стилей в интерьере.

Стилизаторство и эклектика составляли определенное единство творческих мероприятий и приемов в XIX и XX вв., Обусловленных историческими условиями развития буржуазного общества, что позволяет считать их стилями. Эти стили были проявлением конкретного исторического содержания материально-художественной культуры буржуазного общества, которое не способно было выразить свое мировосприятие в какой-то целостной эстетической системе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий