вторник, 23 мая 2017 г.

Стилевые черты барокко



В конце XVI века наряду с существованием Ренессанса в Италии зарождаются черты нового стиля - стиля барокко, который на португальском означает раковину неправильной формы, а на итальянском языке звучит как - прихотливый, причудливый. Это название, как и названия других стилей, вполне условно. Оно передает только внешние черты этого стиля, которые полны эмоционального порыва, свободного, порой с фантастической трактовкой формы, изогнутыми линиями и пышным декором.

Наибольший расцвет этот стиль получил в творчестве итальянского архитектора и скульптора Д. Бернини (1598 - 1680). Однако отдельные черты нового стиля можно заметить в творчестве великих деятелей культуры Возрождения, в частности Микеланджело. В основе нового стиля - уход от канонизированных приемов античности и Возрождения, большая эмоциональность, свобода композиционных приемов, стремление подчеркнуть не статическое совершенство формы, а ее динамичность, подвижность. По-разному звучат элементы барокко у разных народов.


У некоторых народов Восточной Европы время развития стиля барокко совпадает со становлением национальных черт архитектуры, с использованием творчества народных мастеров (украинская архитектура конца XVII - начала XVIII в.), с остатками готики (Бельгия, Германия). Своеобразная по своему развитию архитектура стран ислама, арабского Востока. Пышными цветами расцветает декоративный стиль в Испании, Португалии и в их колониях в Южной Америке. Можно сказать, что барокко ни по времени, ни по своим формам не был одинаковым для разных народов. В то же время формы свободного от канонов динамичного стиля, которым был барокко, шире, чем другие, охватывают развитие материально-художественной культуры конца эпохи феодализма.




Стилевые черты барокко отразились в произведениях архитектуры, в изогнутых формах мебели, в посуде, в мотивах орнамента, воспроизводя определенное мировосприятие, полное противоречий и внутренней борьбы.

Барокко - это сложное явление культуры. С одной стороны в истории своего развития оно опирается на наиболее экспрессивные силы эпохи Возрождения, с другой - становится основой для стиля рококо и классицизма, которые завершают эпоху феодализма в ее последнем периоде крупных абсолютистских монархий Франции, Австрии, России.

Большую роль в распространении стиля барокко сыграла католическая церковь, которая видела в нем наиболее эмоциональную, экспрессивную силу художественного воздействия на массы. Иррационализм барокко наиболее соответствовал мистическим идеям церкви. Одновременно невозможно не заметить, что отсутствие классических канонов, свободное решение объемов и декора способствовали развитию творческих возможностей народных мастеров, резчиков, скульпторов, живописцев и их мастерства. Именно поэтому архитектура, мебель и одежда барокко получают высокой степени эстетического совершенства.



В архитектуре характерными чертами барокко является криволинейность планов домов, применение в композиции зданий динамических, богато декорированных элементов, контраст света и тени. Скульптура барокко в синтезе с архитектурой теряет свое самостоятельное значение и выступает элементом общего декоративного замысла. С дальнейшим развитием барокко все большее значение в нем приобретает декоративность формы.

В этот период распространяется строительство городов, возводятся королевские и царские дворцы. Дома различных учреждений, казармы, хоромы крупных землевладельцев и царских сатрапов, учебные заведения. На Украине, в частности, строятся полковые канцелярии, дворцы российских царедворцев, большие монастырские комплексы.



Большое значение уделяется зеленым насаждениям, создаются декоративные парки, бульвары вдоль улиц. Реконструируются старые и создаются новые города, например, Петербург, в котором в стиле барокко построен огромный царский дворец (ныне Эрмитаж) с его многочисленной декоративной скульптурой и парадной лестницей характерных барочных форм, выполненных талантливым архитектором Б. Растрелли.



По его же проекту в Киеве была построена прекрасная Андреевская церковь (1747 - 1753), которая по своему силуэту и осталась неповторимым украшением города. Интерьер ее украшен пышными резными деталями, насыщен динамикой декор куполов. Своеобразные формы имеет местная украинская архитектура, мастера которой опираются на народное деревянное зодчество и резьбу.



Особенно большой культуры достигают украинские резчики и зодчие в создании замечательных иконостасов, которые возвышаются до уровня мастерства итальянских мастеров эпохи Возрождения. В формах сооружений отражаются мотивы украинской природы и орнамента. На многочисленных сооружениях Киево-Печерской лавры, общественных зданиях Чернигова, соборах и церквях Киева, Новгорода-Северского, Сорочинцев, Полтавы отразились черты этого динамичного, декоративного стиля.

Во всех этих сооружениях вызывает эстетическое наслаждение гармония и высокая пластичность формы, неповторимая пластика и декоративность отдельных деталей, созданных народными мастерами, вроде местных орнаментов, в которых чисто архитектурные элементы переплетаются с растительными мотивами. Особенно насыщенные декором входные порталы, окна и фронтоны, завершающие здание.

В интерьерах каменных домов этого периода применяют каменные своды, росписи на стенах и потолках. Для отопления применяли кафельные печи, облицованные майоликой. Стены украшали картинами, оружием и восточными коврами. Царские дворцы времен Петра I и Екатерины II имели большое количество помещений и были роскошно украшены руками крепостных мастеров. Паркет для пола изготавливался из разных пород дерева. Стены украшались гобеленами и многочисленными зеркалами, потолок - лепными рельефами, центральная часть которых заполнялась живописью.

Подчеркнуто большими, соответственно размерам помещений, делались двери, которые разукрашивались пышными порталами. Деревянные части двери покрывались резьбой или росписью. Особенно модными были гобелены, обои(узкие полоски тканей) и зеркала. На окнах и у дверей вешали тяжелые бархатные гардины. Вдоль стен ставили на небольших постаментах античные скульптуры и бюсты королей и вельмож. Увеличилось количество различного рода светильников и канделябров. В больших залах вешали  люстры, на которых горело много свечей.

Мебель XVII - XVIII вв. в аристократических домах отвечают пышной декоративности архитектурных форм. Высота мебели для сидения уменьшилась, уменьшился и размер спинки. Для обивки используют бархат насыщенных тонов с крупным рисунком. Деревянные части инкрустировались и украшались резьбой. Ножки и подлокотники кресел и диванов имели достаточно изогнутую форму. Столы были круглой или многоугольной формы, инкрустированные или покрытые мрамором. Вошли в моду разного рода шкафы, бюро, комоды, которые тоже имели криволинейные очертания и ножки. Они разукрашивались рельефами из золоченой бронзы.

Распространение модной мебели привело к расцвету мебельного ремесла, среди изделий которого получила признание мебель в стиле “Буль” - по фамилии французского мебельщика. В России и других странах мебель создавали крепостные мастера по модным образцам.

Большого разнообразия достигли формы посуды, который были преимущественно фаянсовые и стеклянные, впервые начали применять глубокие тарелки и первые блюда. Особенно славился руанский и дельфский фаянс с синими росписями по белому полю. Китайский фарфор, благодаря его неразгаданному секрету, составлял большую редкость и ценность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий