воскресенье, 21 мая 2017 г.

Французский сад эпохи барокко



XVII век открывает яркую страницу ландшафтного искусства Франции. Именно здесь создан высочайшей степени мастерства “французский стиль” ландшафтного дизайна. Непременным элементом французского сада служит выразительная композиционная ось, как стержень регулярно спланированного пространства ансамбля, в центре которого размещен смысловой композиционный акцент – замок и регулярные сады.

Главной особенностью данного стиля является то, что рельеф парка выражен слабо и вся композиция носит плоскостной характер. Для подобных садов еще с XV века были характерными гладкие поверхности воды вокруг замков во рвах и в специальных искусственных бассейнах, которые заменили живую играющую воду итальянских садов.




Именно во Франции развивались традиции цветоводства, декоративной стрижки и обработки кустарников и вьющихся растений, выросли династии профессиональных садоводов.
Версаль представляет собой качественный прорыв мастерства художников паркового искусства XVII века. Ансамбль формируется по ходу солнца, с востока на запад. Началом всего ансамбля служит Площадь армии, к которой из города ведут три лучевых аллеи.




Главная идея грандиозного комплекса – это воспеть гимн королю-солнцу Людовику XIV. Неслучайно композиционная схема ландшафтного ансамбля повторяет лучеобразную структуру солнца – источника жизни, света и тепла. Особенно величественно представляется в момент захода солнца перспектива главной оси, которая имеет два зеркала водных партеров на переднем плане и уходящий к горизонту Большой канал. В канал каждый вечер заходит красный шар солнца.

Версаль бесконечно разнообразен архитектоникой открытых пространств, заложенной в соотношении открытых партеров и сформированных разными типами высокой зелени боскетов. В дальнейшем именно на объемно-пространственном формировании зеленых насаждений ландшафтный дизайн достиг высочайшего уровня в романтических садах XVII-XIХ веков. Кульминационный центр приближен к дворцу, где сосредоточены фонтаны, цветники и скульптуры.



К числу уникальных дизайнерских находок Версаля относится Зеленый ковер –трехсотметровый стриженый газон, идущий вдоль главной оси фонтана Латоны к фонтану Аполлона и началу Большого канала – сказочная парадная дорога триумфаторов.

Расцвет французского стиля по времени совпадает с эпохой барокко, широко распространившейся в Европе в XVII веке. Причудливость и пышность этого стиля отразилась и в формировании необычной искусственной природы – больших, гладких и изящных по форме каменных рам бассейнов, стриженых деревьев, затейливых рисунков цветников.

В России ярким образцом «французского» паркового искусства является ансамбль Екатерининского дворца XVIII века в Царском Селе в окрестности С.-Петербурга. Особенно характерной была экспрессивная скульптура, украшающая парки, а также сложные и живописные формы парковых сооружений.

В Англии барочные парки не получили особого развития. Топография страны, которая покрыта холмами, с вьющимися между ними речками, не годилась для грандиозных плоскостных композиций, подобных Версалю и русским дворцово-парковым ансамблям XVIII века. Государственный строй Англии также отличался от жесткой монархии эпохи Людовика XIV.



Наиболее яркие образцы барочных садов в Центральной Европе сосредоточены в Саксонии, в окрестностях Дрездена. Замок Морицбург Д. Поппельмана расположен в центре большого озера. Барочный дворец в китайском стиле в Пильнице вписан в живописную долину реки Эльбы и дополнен пейзажными садами. Вершиной творчества Д. Поппельмана можно назвать дрезденский Цвингер. Абсолютно плоская композиция внутреннего двора замка образует на поверхности земли изысканный орнамент кружевного партера, составленный из контрастного сочетания дорожек из щебня и бархатной зелени стриженых газонов.

Каждый из ансамблей Д. Поппельмана отмечен своеобразием и неповторимостью. Абсолютные размеры барочных садов минимизировались по мере удаления от Версаля. Самой значительной из композиций, связанной с эстетическими принципами французского барокко, считается Петербург. Трехлучевая композиция Версаля послужила прообразом трех проспектов Петербурга. Эстетика открытого пространства барочных парков с их аллеями, скульптурами, стрижеными стенами боскетов, фонтанами нашли свое развитие в городе Петра I.

Комментариев нет:

Отправить комментарий