Мультифункциональный мост для Амстердама. Архитектор Лоран Сен-Валь |
В свое время в Тейт-галерее Лондона был проведен архитектурный Форум со специальным изданием журнала Architectural Design, посвященного проблемам жилища. Тогда Крис Норрис, один из участников выставки, писал: "Нужно создать новое пространство и новую форму, новый тип здания, в котором понятие цельности переосмыслено и потеряло свою внешнюю значимость".
Это было началом переворота в мировоззрении, который был вызван как достижениями науки, так и появлениями новых компьютерных технологий. В традиционной архитектуре использовалась простая прямоугольная геометрия построения формы, где законы тяготения диктовали такие понятия как верх и низ, крыша и пол, этажи между ними. В конце тысячелетия архитектура, основанная на принципах ортогональности и четкой сетке координат, многими стала восприниматься как упрощение. Новые машинные образы техногенной цивилизации формировали новые представления о мире жилища.
Многие ведущие архитекторы обратились к созданию нового типа жилого пространства, использующего криволинейные поверхности, которые не могут быть превращены в плоскостную развертку. По мнению теоретиков, этот поворот отвечал потребностям современного человека в многократной смене впечатлений и состояний. Так возникало новое направление, получившее условное название «нелинейная архитектура». Это предопределило отказ от всех канонов и правил, ориентацию на индивидуальный подход, использование иррациональных интуитивных форм.
Танцующий дом в Праге. Фрэнк Гери |
Безусловно, все эти поиски велись в сфере сугубо элитарного жилища, обеспечивающего наиболее зажиточных заказчиков. Это отнюдь не означает, что все проектировщики богатого жилища перешли на подобный метод формообразования. Приверженность к геометрически определенным формам — основополагающее качество большинства архитекторов. Однако и эти геометрические формы стали свободнее, объемы — более дробными, иногда сочетаясь с криволинейными элементами свободных очертаний.
Исчезло понятие рационально целесообразной физической величины дома, появились гигантские сооружения, которые вполне могли конкурировать с общественными зданиями. Не занимаясь анализом сложных философских, эстетических и мировоззренческих вопросов, сопутствующих появлению новых динамичных объектов, интересно рассмотреть конкретные примеры домов, столь отличных по облику от наших привычных представлений.
Гостиница и казино Marina Bay Sands Skypark с бассейном на крыше. Архитектор Моше Сафди |
Жилой дом Vesterbro, Копенгаген |
Штаб-квартира CCTV , Китай |
Отель в бухте Альхесирас - Испания, архитектор Рафаэль де Ла-Ос |
Концертный зал в Тенерифе, Канарские острова. Архитектор Сантьяго Калатраве |
Комплекс Neuer Zollhof. Дюссельдорф. Архитектор Фрэнк Гери |
Музей современного искусства в Бильбао. Фрэнк Гери |
Современное здание в Мюнхене |
Жилой дом-волна в Вайле. Дания. Henning Larsen Architects |
Частный дом в Мюнхене |
Комментариев нет:
Отправить комментарий