Сначала, что такое ландшафт? В общих понятиях, ландшафт - сложное природно-социальное явление, феномен . Как пространственно -временное образование в каждом отдельном “историческом срезе” он характеризуется определенным внутренним состоянием (функциональным , динамическим , эволюционным) и внешним видом (морфологической структурой, пейзажем).
В настоящее время наблюдается признание ландшафта как сложного комплекса, что, помимо природных, содержит историко-культурные (материальные и духовные ) составляющие, в частности следы жизнедеятельности человека ( городища, курганы, участки исторического культурного слоя и т.п.). То есть он является природно-историческим, субъект – объектным пространством.
В ландшафте запечатлена память о прошлом, заложено бесценный интеллектуально - гуманистический ресурс. Интегрированное понимание ландшафта как целостной природно-культурной системы позволяет обоснованно объяснять совместимость объектов природного и культурного наследия на заповедных территориях.
Итак, ландшафты можно трактовать как системы ассоциативные, интегративные и одновременно исторические, в основе - природные. Такое понимание ландшафта отражено и в Европейской ландшафтной конвенции (Флоренция, 2000) .
Этой конвенцией ландшафт определяется “как необходимый компонент человеческой среды , отражение многообразия культурного и природного наследия и основы идентичности”. То есть речь идет о гармонии природы и культуры как земных явлений, географии и истории как отраслей знаний, пространства и времени как категорий философии.
Гармония в ландшафте
Что же такое гармония (гармоничность)? В эстетике (которую называют “философией искусства”, “философией ощущений”) гармония понимается как составляющая понятия “красота”. Это одна из наиболее выразительных эстетических категорий, трактуется также как самый высокий уровень упорядоченного многообразия, хаоса.
Гармония как явление, динамическое состояние общественных и природных процессов, предусматривает порядок (упорядоченность, благоустройство), отклонения от которого вызывает диссонанс.
Джей Эпплтон в книге “Переживание ландшафта” (1975) доказывает, что природный ландшафтый покой) в человеческой душе.
Английский философ и культуролог XIX века Джон Рескин считал, что только одаренные люди способны видеть гармонию (красоту) пейзажа.
Итак, пейзажные свойства ландшафтов отображаются во время созерцания в зрительных образах человека, в которых аккумулируются важные для нее ценности, формируя гармоничное с природой мировосприятия. Отсюда вытекает понятие гармоничности как ландшафтной свойства.
Ландшафтная архитектура древности
Гармоничное сосуществование человека и природной среды, по словам известного ученого географа В.Сочавы, - это “сотворчество человека и природы”.
Образцом гармоничного, совершенного соединения человека и природной среды является садово-парковое искусство, или ландшафтная архитектура. Здесь искусственно созданные художественные элементы (произведения искусства) размещаются человеком в природном ландшафте, чем довершается внешний колорит и внутренняя структура культурного ландшафта.
В качестве эталонов указанного “сотворчества“ можно рассматривать парки-памятники садово-паркового искусства (впервые это понятие предложил 1920 немецкий ученый О.Шлютер ), в которых произведения архитектуры, скульптуры или керамики продуманно сочетаются , например, с картинами подстриженных деревьев, гротами, построенными из грубо отесанных камней, потоками с рукотворными меандрами.
То есть, сознательно “монтируются” в пейзаж местности, становясь таким образом общим творением человека и природы.
Еще в гомеровские времена Древней Греции ( до конца VIII в . До н.э.) ландшафтно-парковое искусство имело или утилитарное ( занятия спортом, театрализованные зрелища ), или религиозно - культовое (парки -святилища ) направления.
Гармония (красота) ландшафтов священных рощ ставилась за основу, как необходимый признак их святости. Это были так называемые святилища - нимфеи. Обычно центральное место в них занимали красиво оформлены водные объекты (пруд, водопад, грот с озером ).
Принципы ландшафтной гармонии святилищ - нимфей повлияли на территориальную организацию парков Древнего Рима и средневековой Европы эпохи Ренессанса. В классический период древне - греческой культуры (V -IV вв . До н.э.) наблюдался пышный расцвет садово-паркового искусства. В близлежащие ландшафты идеально вписывались древнегреческие театры.
Особого расцвета садово-парковое искусство достигло в эпоху эллинизма ( III-I вв . До н.э.). Эллинистический ландшафтный парк потерял культовое, религиозное значение (которое он носил до сих пор) и превратился в место для отдыха и развлечений.
Однако, в отличие от “рекреационных” ландшафтов Вавилона, предназначенных для отдыха знати, в древней Элладе они использовались для развлечений свободных граждан. Именно эстетические вкусы простых эллинов основывались на идее гармонии, сдержанности, тогда как у вавилонской знати - на безмерной роскоши, представительном достатке. Эти вкусы сказывались и на территориальной конфигурации, организации структурных частей ландшафтных парков, в которых сочетался регулярный стиль ( прямолинейные дорожки, аллеи, колоннады, террасы) с нерегулярным ( гроты, искусственные холмы, пруды) .
В Древнем Риме ландшафтно-парковое искусство развивалось тремя путями: сады-парки у дома патриция, общественные парки и загородные виллы.
Ландшафтный парк жилья патриция формировала колоннада вокруг внутреннего двора в виде партера с цветами, кустами, небольшими деревьями (самшит, тис, кипарис ), которым придавали форму (подстрижкой) для гармонии с архитектурой окружающих зданий.
В отличие от древних греков, римляне, стремясь жить вне города (поскольку их города уже во II -I вв . До н.э. были перенаселенные ), строили загородные виллы. Ландшафты вилл занимали все побережье Неаполитанского залива и Адриатического моря. В пределах виллы конфигурация природного ландшафта сочеталась с регулярным садово-парковым планированием . Любимой геометрической фигурой при этом было полукруг деревьев (кипарисов) с цветником посередине в виде ромба или квадрата. Основной покатый ландшафт вилл адриатического побережья дополнялся террасой.
Современные стили ландшафта
Сейчас в мире существует два основных стиля паркового строительства, сложившиеся исторически, и вобрав в себя все созданное в прошлом: французский (регулярный, геометрический ) и английский (пейзажный, ландшафтный).
Парки французского (регулярного) типа создавались со строгим соблюдением естественной симметрии ( пышных партеров, парадных аллей, бордюров и др.) и использованием различных архитектурных сооружений (бассейны, фонтаны, каскады, скульптуры ). Деревья и кусты были лишь декоративным дополнением - им предоставляли вид разных геометрических фигур. Этот тип паркового строительства имеет древнюю историю: Древний Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Индия, Франция.
Из парков регулярного стиля с мировым именем известны парки в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Архангельске, под Москвой и т.д.. В Киеве старейшим регулярным парком является Городской сад (в прошлом - Царский сад , Первомайский парк ), расположенный на днепровских холмах между нынешними Мариинским и Крещатым парками. Парк был запланирован по проекту, разработанному в 1748 под руководством архитектора Растрелли. В 1848 в нем были проложены аллеи и дорожки, ведущие от Мариинского дворца и большого розария, так называемой “Долины роз”. На ее месте сейчас - стадион “Динамо”.
Английский парк
На конец XVIII в. регулярный тип парков меняется ландшафтным, зародившимся в Англии.
К паркам английского стиля относятся: Павловский и Гатчинский в Санкт -Петербурге , Ленино под Москвой , “Софиевка” в Умани, “Александрия“ в Белой Церкви, дендропарк “Тростянец” на Черниговщине . Во Франции - парк Моно, Эрменонвиле, Английский парк Малого Трианона в Версале, в Германии - парки Верлитц и Мускау (из самых известных).
В ландшафте английского парка такие “классические” эстетические категории, как регулярность, мера, пропорция, симметрия, свойственные французскому стилю, дополнились новыми : живописность, естественность, уникальность. Собственно последние три категории стали “определять моду” в трактовке гармонии ландшафта где-то с середины XVIII века.
За основу брался итальянский ландшафт с картин художников-пейзажистов XVI-XVII вв . - С волнистым, слабо пересеченным рельефом, хаотично разбросанными перелесками, водной гладью озер, ласковыми водопадами, прекрасными панорамами и перспективами.
Примерно так представлялся тогда “райский” ландшафт. Выдающимися ландшафтными архитекторами (дизайнерами) того времени были англичане Уильям Кент и Ланселот Браун, которые ввели в ландшафтные парки и регулярность, и романтичность.
Английские парки стали называть ландшафтными, пейзажными, романтичными. Зеленые насаждения здесь составляют основные элементы композиций, согласованные с рельефом и, в общем, пейзажем местности. Прямые аллеи классического французского парка изменились извилистыми тропами и куртинами. Искусственные фонтаны и водоемы регулярного типа были заменены на романтические каскады, водные потоки которых переливались через россыпи камней, а брызги воды играли всеми цветами радуги.
Сначала английский стильимел печальный вид. Остались деревья плакучей формы, а пирамидальная крона настраивала на сосредоточенность ( взгляд к Всевышнему, на небо) . В композицию также вводились мотивы признания прошлого ( могилы с надгробными памятниками, руины замков и т.д.). Дальнейшем решающим фактором красоты (гармонии) стала живописность. Соответственно и парковые ландшафты стали привлекательными. Разделение парков на вышеупомянутые два типа - классический французский и романтический английский - достаточно условны.
Контрастные ландшафты
Существовал он и в XIX в . , А дальше произошло смешение этих двух контрастных стилей. Так, в Алупке, в знаменитом парке графа Воронцова, имеем две части парка: верхнюю – живописный английский парк, и ниже дворца – французский парк с регулярной планировкой.
В Киеве Мариинский парк ( возле Верховной Рады ), заложенный в 1874 г., также смешанного типа: в одну сторону, на север, в сторону Крещатика, - английский, а в противоположную, до метро « Арсенальная », - регулярный французский.
В общем, контрастные ландшафты можно считать признаком паркового искусства XIX-XX вв . Гармония творчески окультуренной природы (в пределах заповедных объектов ) сейчас все больше становится бесценным эталоном, мерой и критерием прекрасного. Уникальные садово-парковые пейзажи должны охраняться и сохраняться как национальные памятники, ведь это ценные жемчужины природно-культурного наследия каждого этноса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий