пятница, 23 июня 2017 г.

Дизайнерское творчество



В творчестве дизайнера забота о назначении, функции и, в конечном счете, содержании изделия занимает не меньше места, чем в творчестве инженера-конструктора, хотя на уровне обыденного сознания все еще бытует представление о том, что инженер проектирует в вещи ее «техническое содержание», а дизайнер занят поисками для него визуально воспринимаемой формы.

Участвуя в работе над станком, по которому определены самые жесткие технические условия, когда заданы многие параметры и даже цвет лимитирован требованиями эргономики, дизайнер все же может придать предмету особые содержательные моменты, неразрывно связанные с объемно-пространственным решением, композиционным единством частей, с выразительностью зрительно воспринимаемого облика, стилевыми особенностями и т. д.


Это будет особая, духовная содержательность, порождающая тот эмоционально окрашенный характер отношений рабочего к станку, которого сознательно добивается художник-конструктор с помощью доступных ему выразительных средств. Он проектирует предмет как носитель ценности, его внимание направлено на отношение материально-предметного бытия к духовным запросам человека.


В работе над станком, в силу специфики самой вещи, ее, так сказать, сугубо технической «прописки», дизайнер более ограничен в возможностях своего творческого самовыражения, чем при проектировании бытовой вещи, вынужден следовать жестко детерминированным условиям, предопределенным чисто техническим конструированием. Однако и здесь, как показывает практика, деятельность дизайнера вовсе не сводится к «одеванию в модные одежды», созданной инженером технической конструкции — у художника-конструктора свой круг решения функциональных задач.

При проектировании непроизводственных объектов — от средств транспорта до предметов бытового назначения — роль дизайнера как творца не только новых форм, но и новых функций, зачастую становится доминирующей.

Дизайнерское проектирование вещи не есть абстрактное «формообразование», как бы дизайнер не стремился с помощью чисто формальных средств наделить изделие эстетической качественностью, придать ему красоту. Даже незначительное изменение формы изделия с чисто эстетической целью влечет за собой определенное функциональное изменение вещи, если, конечно, функцию понимать не узко утилитарно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий