суббота, 10 июня 2017 г.

Искусство Альгамбры

В неприступной горной местности, которая с XII века была последним оплотом власти мавров над Испанией, в городе Гранаде стоит роскошный дворец-крепость Гранадских эмиров, которую за красный цвет ее стен прозвали Альгамброй. “Жилищем наслаждения” называли арабы это чудо садово-паркового искусства и архитектуры.



Красочное оформление стен дворца, которое играло разными цветами, производило очень сильное впечатление. Рядом с разноцветными мраморными изделиями большую роль в оформлении играли красочные майоликовые плитки.<!--more-->

Именно для Альгамбры предназначались большие двуручные вазы, одна из которых позже попала в сборники Ленинградского Эрмитажа. Альгамбрские вазы были предназначены для хранения свежей родниковой воды, и одновременно служили прекрасным украшением дворца. Они стояли в нишах стен залов и проходов Альгамбры и органично включались в ее декоративное оформление.



Выполненная золотистым зеркалом роспись ваз своими переливами вторила мерцанию света на красочной облицовке стен. Тонкий растительный орнамент, геометрические фигуры и привередливый узор вязи арабских надписей покрывали поверхность ваз, словно повторяли - в другом масштабе и в других соотношениях - мотивы, характерные для отделки всего дворца.



В изящной орнаментальной росписи этих замечательных изделий, в технике ее выполнения ощущается живое дыхание многовековых традиций восточного искусства. Подобно гигантскому мосту, арабское завоевание перенесло эти традиции на крайний запад Европы, и здесь они дали толчок мощному развитию производства художественной майолики в странах, которые начали интенсивно развиваться в эпоху Возрождения.


В альгамбрских вазах, рядом с характерным для восточной майолики орнаментом и общим размещением декора, ощущается и местная традиция испанских мастеров - форма изделий напоминает гигантские глиняные сосуды для воды, которые издавна изготовляли в Испании.

О том, что знаменитые альгамбрские вазы созданы были в керамических мастерских Малаги, ученые узнали лишь в начале XX века, когда нашли аналогичную по росписи маленькую чашу с клеймом этого города. После отвоевания Малаги в 1487 году испанцами керамическое производство здесь почти совсем упадок.
В XV в. место прославленной малагской майолики заменяют изделия мануфактур четырех маленьких поселений вблизи Валенсии.


До нас дошло много валенсийских блюд, тазов, ваз, кружек. Среди них есть изделия необычной требовательной формы, как, например, причудливые вазы с двумя массивными ручками, напоминающими крылья птиц, или большие декоративные блюда с двойными бортами - внутренним и внешним, с круглыми шишками на краях (одно из них хранится в Эрмитаже). Такие блюда, и особенно глубокие тазы с плоским дном и прямыми широкими стенками, своей формой наследовали медный или бронзовый сосуд, который завозился в Европу с Востока.


Традиционные восточные узоры с псевдо-арабскими надписями в ранней валенсийской майолике перекликаются с любимым в Испании орнаментом из переплетенных цветов и верхушек кипарисов. Иногда встречаются и переданные с достаточно тонкой наблюдательностью очертания птиц и животных.


В росписях все чаще встречаются местные черты. Характерными становятся тарелки с тонким исключительно растительным узором, где преобладают сине-зеленые цветы брионии или синие с золотом виноградные листья. Совсем исчезает восточный геометрический орнамент. Исчезают также арабские буквы и стилизованные надписи. Теперь на выпуклом донышке блюда керамисты часто помещают декоративно выполненые гербы разных городов, провинций или знатных семей, не только испанских, но и иностранных, прежде всего итальянских (Медичи, Арнольфо и др.)

Начиная с XVI века, вследствие общего упадка всех отраслей национального хозяйства Испании, наметился явный спад и в производстве майолики. Форма теряет свою красоту, золото зеркал перегружает роспись , которая приобретает неприятный оттенок красной меди, а многочисленные рельефные украшения делают посуду грубой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий