Характер готического стиля обусловливается социальным содержанием эпохи, выдвинувшей его. В основных своих особенностях он сложился во Франции в конце XII века. То есть в эпоху, которую историки называют "эпохой коммунальных революций". В то время горожане, осознав свои классовые интересы, революционным путем завоевывали себе место в системе феодальной государственности.
Города, расположенные на земле помещиков-феодалов и населенные преимущественно ремесленниками с оброчными крепостными, восставали против своих сеньоров и, добившись независимости, организовывались в муниципальные образования - городские коммуны, подчинявшиеся непосредственно королю. В эту эпоху революционного подъема и возникла готическая архитектура.
Объектами, над которыми сначала работала мысль готических зодчих, были городские соборы, но было бы глубоко ошибочным рассматривать это строительство исключительно с точки зрения культового его содержания. В средневековой городской коммуне собор был не только зданием, где проходило богослужение, он выполнял и другие, не связанные с религией, функции.
Так, в соборах горожане выбирали городской магистрат, устраивали театральные постановки (мистерии), вели торговлю, - здесь заключались соглашения между местными и приезжими купцами, здесь же шла и мелкая торговля с лотков; в соборных подвалах хранились ценные товары, принадлежавшие именитым купцам; в соборах, наконец, несколько раз в год устраивались народные праздники и гулянья, которые сопровождались развлечениями и не только не имели ничего общего с богослужением, но приобретали порой и остро антирелигиозного характера.
Словом, собор средневекового города совмещал функции церкви с функциями биржи, театра, рынка, ратуши и т. др.. Лишь позже эти функции постепенно отпадают от собора и переходят к архитектурным объектам специального назначения.
Относительно эпохи возникновения готических соборов можно сказать словами Виктора Гюго: "Книга архитектуры, - писал он в своем знаменитом романе, - принадлежит теперь не религии, а не Риму, она принадлежит народу. В эту эпоху мысль, выраженная в камне, имеет привилегии, подобные нашей свободе печати. Эта "свобода архитектуры" заходит иногда очень далеко. Порталы, аркады, иногда целый храм имеет символическое значение, совершенно чуждое культа и даже враждебно церкви ".
Универсальный характер соборов обусловил грандиозность их размеров, так же, как архитектурные их конструкции и сам архитектурный их образ.
Состояние инженерно-строительной техники средневековья предполагало лишь одно решение задачи перекрытия обширных пространств, а именно свод. Однако конструктивные своды, которые применялись в романском и византийском зодчестве, не могли удовлетворять строителей соборов. Развивая очень большой распор, такие своды требовали массивных стен и тяжелых сопротивлений, которые нагрузили бы внутреннее пространство здания.
В поисках ответов на задание, которое стояло перед ними, строители соборов обратились к стрельчатым конструкциям. Эти конструкции в отдельных случаях применялись уже и раньше, они встречаются и в романской архитектуре, но только готическим архитекторам удалось добыть из них максимум рабочего и художественного эффекта.
Стрельчатые конструкции предполагают перекрытия сравнительно больших площадей при опорах, много менее прочных, чем те, которые требовали бы циркульные своды соответствующего пролета. При этом, опоры могли быть тем легче, чем круче и выше поднималась кривая свода.
Нервюрный каркас, также отчасти знаком уже и романской архитектуре, был усовершенствован готическими зодчими: вместо того, чтобы устроить каркас на кружалах, начали делать его с подогнанных каменных клиньев, которые держатся не цементной связкой, как нервюры романского свода, а силой собственного распора.
Навстречу той же задаче разгрузки внутреннего пространства шла и широко разработанная готическими зодчими система опорных арок (аркбутанов), которые переносили действие распора арок свода со столбов, на которые опирались их пятки, на вынесенные наружу контрфорсы. Для большей устойчивости к действию бокового распора арки контрфорса, которые опирались на них, загружались сверху декоративно вышками - фиалами или пинагалями.
Стремление к облегчению несущих частей здания подсказывалось зодчему также и соображениями экономии строительного материала, которую давали стрельчатые конструкции, по сравнению с тяжелыми романскими конструкциями, которые требовали много камня. Бережливость в использовании камня, вообще одна из особенностей готического зодчества.
Следовательно, применение стрельчатых конструкций, которые предоставляют готическим соборам такое характерное для них направления вверх, было вызвано вовсе не попыткой зодчего обнаружить религиозный порыв к небу, как часто утверждают искусствоведы, но было рациональной ответом на чисто практические требования, которые общество ставило перед архитектурой.
Правда, этот порыв ввысь ни был эффектом исключительно походного порядка. Его умышленно подчеркивают фасадные башни-колокольни и вышки (дахрейтеры), которые венчают перекрытия трансепта, которые и являются самым решающим элементом архитектурного образа собора. Но, что проявляется в вышине подъема соборных колоколен: общественная гордость города, или молитвенное стремление к небу?
Соревнования городов по высоте соборных башен - явление, весьма характерное для тогдашней эпохи, оно, по сути, не имеет ничего общего с религиозностью. Интересно в этом смысле постановление совета Флорентийской республики, поручившей строительство местного собора архитектору Арнольфо ди Камбио (1294 год). В нем обнаружены пожелания, чтобы "по внешнему облику собора можно было признать мудрость и великодушие, что является признаком государственной расчетливости великого народа" и предлагается зодчему "привести здание в соответствие с высоким духом, который рождается из стремления всех граждан, объединенных в единой воле".
Таковы основные черты готической архитектуры, обусловленные социальной ее природой и конструкциями, применяемыми строителями соборов. Из других ее особенностей следует указать на присущую ему огромную высоту окон, размеры которых подсказаны необходимостью обеспечить достаточным освещением широкое внутреннее пространство собора.
Поскольку в готической конструкции стена, как таковая, не поддерживает перекрытий, передавая эту работу опорным столбам арок, постольку стены часто и вовсе исключались, а проемы между столбами трактовались, как арочные окна и заполнялись набором цветного стекла (витражи).
Окна эти делились по вертикали тонкими колонками, а верхняя часть их украшалась своеобразной ажурной каменной резьбой, ажур которой опять-таки заполнялся витражом. На фасадах, кроме этих высоких арочных окон, устраивались еще огромные, совершенно круглые оконные проемы, так называемые розы которые отмечались особым богатством своего ажурного каменного переплета. Благодаря колоссальным размерам окон и разноцветному их остеклению, внутренность собора была залита радужным светом, что придавало ей радостно-праздничный вид. Этой праздничности способствовала яркая полихромия и позолота, которая применялась как во внутреннем, так и во внешнем оформлении собора.
Никогда раньше, ни позднее, не было в Европе такого тесного единения архитектуры со скульптурой, как в готическом архитектурном зодчестве. Все архитектурные формы-профили, обломы и прочее -отмечаются здесь исключительной пластической выразительностью, не говоря уже про орнаментальную пластику капителей и силу скульптур - рельефов и статуй, которые украшали фасады собора.
Готическая монументальная скульптура всегда хорошо связана со своим архитектурным окружением в смысле массы, контура и композиционного ритма. Свое полное художественное звучание она получает только на отведенном ей месте и много теряет при отрыве от своего архитектурной среды.
В интересах увязки с архитектурой готический скульптор не останавливается перед нарушением естественных пропорций фигур, он вытягивает их в длину, придавая им привередливые формы. При этом готическая скульптура остается неизменно реалистичной, поражая жизнерадостностью и правдивостью своих образов.
Скульптурные украшения сосредоточиваются преимущественно в нижних ярусах сооружения, особенно, на порталах, которые часто буквально насыщены скульптурой. В этом отношении готическое зодчество кардинально отличается как от античной архитектуры, так и от архитектуры ренессанса и барокко, которые располагали скульптурную декорацию, главным образом, в верхних частях здания.
И нельзя не признать здесь за готикой преимущества в логике решения: расположенные внизу, близко к зрителю, скульптуры намного доступнее для осмотра, а потому действеннее и доходчивее, чем те, которые находятся на высоте фронтонов, или те, что венчают кровлю строения.
Во всей красе своих форм, в полном блеске логики своих конструкций, готическая архитектура сказалась в строительстве соборов. В общественных зданиях и в жилых зданиях, задача которых было намного проще, а масштабы несравнимо меньше, эта логика конструкций отходит на задний план; стилевые черты готики проявляются здесь преимущественно в декоративных эффектах стрельчатых проемах, в вышках, которые украшают торцы капитальных стен, в трактовке архитектурных деталей и в орнаментике.
Распространившись из Франции по всей Европе, вплоть до Западной Украины и Финляндии, готика в отдельных странах набрала специфические черты, которые отличают английский стиль, немецкий, испанский. Достаточно значительные изменения претерпела готика и в процессе исторического своего развития, который шел в направлении все большей изысканности, легкости и нарядности. Отмечая этапы этого развития, старое искусствоведение устанавливало три варианта французской готики: строгий, сияющий и пламенеющий стиль.
Если первый из этих признаков говорит лишь об общем впечатлении, которое делает сооружение, то второй и третий относятся к очертаниям ажурного узора и, особенно, к ажуру "роз". В "сияющей готике" узор этот располагается в строго радиальной схеме, расходясь из центра "розы" как лучи. В пламенеющем - ажур резьбы образует округлые с одной и обостренные с другой стороны фигуры, напоминающие языки пламени. Такая же надуманная и формальная разница между "цветущим" и "перпендикулярным" стилем, ее определяют искусствоведы в английском варианте готики.
На протяжении более трехсот лет держались готические формы как в архитектуре, так и в художественном оформлении вещей бытового потребления, в мебели, утвари, отчасти даже в покрое одежды. Панели шкафов, стенки ящиков расчленялись стрельчатыми арочками, рамы постелей скамеек, кресла украшались обычной для готической архитектуры орнаментацией.
В XVI веке готика постепенно вытесняется так называемым стилем Возрождения. В отдельных странах этот процесс проходил одновременно и не равномерно. Так, в Италии готика совсем угасла уже в XV веке. Тогда как в Германии она держалась долго и прочно.
В XVI веке в Италии возник и термин, который с тех пор стал определять готическую архитектуру. Слово "готика" происходит от имени германского народа готов, который жил в начале V столетия. Ворвавшись в пределы Римской империи, этот народ захватил и разграбил ее столицу, так же, как это сделали несколько десятилетий позже вандалы. И вот в устах итальянских гуманистов, которые преклонялись перед памятью античного Рима, имя готов стало символом варварства, непонимание культурных ценностей. Видя в готической архитектуре нечто совершенно непохожее на любую им античную архитектуру, гуманисты проявили к ней свое отношение этим презренным словом gotіса - варварская.
Свое современное значение название готика получила лишь с середины прошлого столетия. К тому времени с ней определяли вообще все, что относилось к средневековью и отличалось от классического. Так, например, Карамзин в своей "Истории" называет московский храм Василия Блаженного "великолепной готической церковью".
Города, расположенные на земле помещиков-феодалов и населенные преимущественно ремесленниками с оброчными крепостными, восставали против своих сеньоров и, добившись независимости, организовывались в муниципальные образования - городские коммуны, подчинявшиеся непосредственно королю. В эту эпоху революционного подъема и возникла готическая архитектура.
Объектами, над которыми сначала работала мысль готических зодчих, были городские соборы, но было бы глубоко ошибочным рассматривать это строительство исключительно с точки зрения культового его содержания. В средневековой городской коммуне собор был не только зданием, где проходило богослужение, он выполнял и другие, не связанные с религией, функции.
Так, в соборах горожане выбирали городской магистрат, устраивали театральные постановки (мистерии), вели торговлю, - здесь заключались соглашения между местными и приезжими купцами, здесь же шла и мелкая торговля с лотков; в соборных подвалах хранились ценные товары, принадлежавшие именитым купцам; в соборах, наконец, несколько раз в год устраивались народные праздники и гулянья, которые сопровождались развлечениями и не только не имели ничего общего с богослужением, но приобретали порой и остро антирелигиозного характера.
Словом, собор средневекового города совмещал функции церкви с функциями биржи, театра, рынка, ратуши и т. др.. Лишь позже эти функции постепенно отпадают от собора и переходят к архитектурным объектам специального назначения.
Относительно эпохи возникновения готических соборов можно сказать словами Виктора Гюго: "Книга архитектуры, - писал он в своем знаменитом романе, - принадлежит теперь не религии, а не Риму, она принадлежит народу. В эту эпоху мысль, выраженная в камне, имеет привилегии, подобные нашей свободе печати. Эта "свобода архитектуры" заходит иногда очень далеко. Порталы, аркады, иногда целый храм имеет символическое значение, совершенно чуждое культа и даже враждебно церкви ".
Универсальный характер соборов обусловил грандиозность их размеров, так же, как архитектурные их конструкции и сам архитектурный их образ.
Состояние инженерно-строительной техники средневековья предполагало лишь одно решение задачи перекрытия обширных пространств, а именно свод. Однако конструктивные своды, которые применялись в романском и византийском зодчестве, не могли удовлетворять строителей соборов. Развивая очень большой распор, такие своды требовали массивных стен и тяжелых сопротивлений, которые нагрузили бы внутреннее пространство здания.
В поисках ответов на задание, которое стояло перед ними, строители соборов обратились к стрельчатым конструкциям. Эти конструкции в отдельных случаях применялись уже и раньше, они встречаются и в романской архитектуре, но только готическим архитекторам удалось добыть из них максимум рабочего и художественного эффекта.
![]() |
стрельчатые конструкции |
Стрельчатые конструкции предполагают перекрытия сравнительно больших площадей при опорах, много менее прочных, чем те, которые требовали бы циркульные своды соответствующего пролета. При этом, опоры могли быть тем легче, чем круче и выше поднималась кривая свода.
Нервюрный каркас, также отчасти знаком уже и романской архитектуре, был усовершенствован готическими зодчими: вместо того, чтобы устроить каркас на кружалах, начали делать его с подогнанных каменных клиньев, которые держатся не цементной связкой, как нервюры романского свода, а силой собственного распора.
![]() |
Нервюрный каркас |
Навстречу той же задаче разгрузки внутреннего пространства шла и широко разработанная готическими зодчими система опорных арок (аркбутанов), которые переносили действие распора арок свода со столбов, на которые опирались их пятки, на вынесенные наружу контрфорсы. Для большей устойчивости к действию бокового распора арки контрфорса, которые опирались на них, загружались сверху декоративно вышками - фиалами или пинагалями.
![]() |
Контрфорсы |
Стремление к облегчению несущих частей здания подсказывалось зодчему также и соображениями экономии строительного материала, которую давали стрельчатые конструкции, по сравнению с тяжелыми романскими конструкциями, которые требовали много камня. Бережливость в использовании камня, вообще одна из особенностей готического зодчества.
Следовательно, применение стрельчатых конструкций, которые предоставляют готическим соборам такое характерное для них направления вверх, было вызвано вовсе не попыткой зодчего обнаружить религиозный порыв к небу, как часто утверждают искусствоведы, но было рациональной ответом на чисто практические требования, которые общество ставило перед архитектурой.
Правда, этот порыв ввысь ни был эффектом исключительно походного порядка. Его умышленно подчеркивают фасадные башни-колокольни и вышки (дахрейтеры), которые венчают перекрытия трансепта, которые и являются самым решающим элементом архитектурного образа собора. Но, что проявляется в вышине подъема соборных колоколен: общественная гордость города, или молитвенное стремление к небу?
Соревнования городов по высоте соборных башен - явление, весьма характерное для тогдашней эпохи, оно, по сути, не имеет ничего общего с религиозностью. Интересно в этом смысле постановление совета Флорентийской республики, поручившей строительство местного собора архитектору Арнольфо ди Камбио (1294 год). В нем обнаружены пожелания, чтобы "по внешнему облику собора можно было признать мудрость и великодушие, что является признаком государственной расчетливости великого народа" и предлагается зодчему "привести здание в соответствие с высоким духом, который рождается из стремления всех граждан, объединенных в единой воле".
Таковы основные черты готической архитектуры, обусловленные социальной ее природой и конструкциями, применяемыми строителями соборов. Из других ее особенностей следует указать на присущую ему огромную высоту окон, размеры которых подсказаны необходимостью обеспечить достаточным освещением широкое внутреннее пространство собора.
Поскольку в готической конструкции стена, как таковая, не поддерживает перекрытий, передавая эту работу опорным столбам арок, постольку стены часто и вовсе исключались, а проемы между столбами трактовались, как арочные окна и заполнялись набором цветного стекла (витражи).
Окна эти делились по вертикали тонкими колонками, а верхняя часть их украшалась своеобразной ажурной каменной резьбой, ажур которой опять-таки заполнялся витражом. На фасадах, кроме этих высоких арочных окон, устраивались еще огромные, совершенно круглые оконные проемы, так называемые розы которые отмечались особым богатством своего ажурного каменного переплета. Благодаря колоссальным размерам окон и разноцветному их остеклению, внутренность собора была залита радужным светом, что придавало ей радостно-праздничный вид. Этой праздничности способствовала яркая полихромия и позолота, которая применялась как во внутреннем, так и во внешнем оформлении собора.
![]() |
радужный свет |
Никогда раньше, ни позднее, не было в Европе такого тесного единения архитектуры со скульптурой, как в готическом архитектурном зодчестве. Все архитектурные формы-профили, обломы и прочее -отмечаются здесь исключительной пластической выразительностью, не говоря уже про орнаментальную пластику капителей и силу скульптур - рельефов и статуй, которые украшали фасады собора.
Готическая монументальная скульптура всегда хорошо связана со своим архитектурным окружением в смысле массы, контура и композиционного ритма. Свое полное художественное звучание она получает только на отведенном ей месте и много теряет при отрыве от своего архитектурной среды.
В интересах увязки с архитектурой готический скульптор не останавливается перед нарушением естественных пропорций фигур, он вытягивает их в длину, придавая им привередливые формы. При этом готическая скульптура остается неизменно реалистичной, поражая жизнерадостностью и правдивостью своих образов.
Скульптурные украшения сосредоточиваются преимущественно в нижних ярусах сооружения, особенно, на порталах, которые часто буквально насыщены скульптурой. В этом отношении готическое зодчество кардинально отличается как от античной архитектуры, так и от архитектуры ренессанса и барокко, которые располагали скульптурную декорацию, главным образом, в верхних частях здания.
И нельзя не признать здесь за готикой преимущества в логике решения: расположенные внизу, близко к зрителю, скульптуры намного доступнее для осмотра, а потому действеннее и доходчивее, чем те, которые находятся на высоте фронтонов, или те, что венчают кровлю строения.
Во всей красе своих форм, в полном блеске логики своих конструкций, готическая архитектура сказалась в строительстве соборов. В общественных зданиях и в жилых зданиях, задача которых было намного проще, а масштабы несравнимо меньше, эта логика конструкций отходит на задний план; стилевые черты готики проявляются здесь преимущественно в декоративных эффектах стрельчатых проемах, в вышках, которые украшают торцы капитальных стен, в трактовке архитектурных деталей и в орнаментике.
Распространившись из Франции по всей Европе, вплоть до Западной Украины и Финляндии, готика в отдельных странах набрала специфические черты, которые отличают английский стиль, немецкий, испанский. Достаточно значительные изменения претерпела готика и в процессе исторического своего развития, который шел в направлении все большей изысканности, легкости и нарядности. Отмечая этапы этого развития, старое искусствоведение устанавливало три варианта французской готики: строгий, сияющий и пламенеющий стиль.
Если первый из этих признаков говорит лишь об общем впечатлении, которое делает сооружение, то второй и третий относятся к очертаниям ажурного узора и, особенно, к ажуру "роз". В "сияющей готике" узор этот располагается в строго радиальной схеме, расходясь из центра "розы" как лучи. В пламенеющем - ажур резьбы образует округлые с одной и обостренные с другой стороны фигуры, напоминающие языки пламени. Такая же надуманная и формальная разница между "цветущим" и "перпендикулярным" стилем, ее определяют искусствоведы в английском варианте готики.
![]() |
Винчестерский собор |
На протяжении более трехсот лет держались готические формы как в архитектуре, так и в художественном оформлении вещей бытового потребления, в мебели, утвари, отчасти даже в покрое одежды. Панели шкафов, стенки ящиков расчленялись стрельчатыми арочками, рамы постелей скамеек, кресла украшались обычной для готической архитектуры орнаментацией.
В XVI веке готика постепенно вытесняется так называемым стилем Возрождения. В отдельных странах этот процесс проходил одновременно и не равномерно. Так, в Италии готика совсем угасла уже в XV веке. Тогда как в Германии она держалась долго и прочно.
В XVI веке в Италии возник и термин, который с тех пор стал определять готическую архитектуру. Слово "готика" происходит от имени германского народа готов, который жил в начале V столетия. Ворвавшись в пределы Римской империи, этот народ захватил и разграбил ее столицу, так же, как это сделали несколько десятилетий позже вандалы. И вот в устах итальянских гуманистов, которые преклонялись перед памятью античного Рима, имя готов стало символом варварства, непонимание культурных ценностей. Видя в готической архитектуре нечто совершенно непохожее на любую им античную архитектуру, гуманисты проявили к ней свое отношение этим презренным словом gotіса - варварская.
Свое современное значение название готика получила лишь с середины прошлого столетия. К тому времени с ней определяли вообще все, что относилось к средневековью и отличалось от классического. Так, например, Карамзин в своей "Истории" называет московский храм Василия Блаженного "великолепной готической церковью".
Комментариев нет:
Отправить комментарий