Новый образ современного жилого дома был создан великим американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1869— 1959), который соединил в своем творчестве американские романтические традиции и смелые эксперименты, основанные на достижениях современной техники.
Райт происходил из небогатой, но чрезвычайно образованной семьи: отец его был пастором и музыкантом, мать — учительницей. Его мировоззрение формировали поэзия, философия и музыка. Существенное влияние на него оказало творчество европейцев Дж. Рескина и Виол-ле-ле-Дюка, а также идеи американца Генри Торо о естественной жизни среди природы.
Практически всю свою жизнь Райт работал над концепцией «органической архитектуры». Одной из главных целей проектирования зданий было, по мнению Райта, использование конкретных условий, особенностей материальной и духовной жизни человека, естественных природных материалов и минимальное изменение природного ландшафта. Большое влияние на его архитектуру оказало японское жилище, показанное на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго: легкий каркас, единое жилое пространство с раздвижными перегородками, открытое в природу, минимум мебели и вещей.
С 1887 года Райт работал в Чикаго в мастерской Луиса Салливена — главы знаменитой «чикагской школы», использующей металлический каркас в строительстве многоэтажных зданий. С 1893 года Райт начал работать самостоятельно, проектируя жилые особняки для среднего класса. Так возникла знаменитая серия «Дома прерий».
В процессе освоения Среднего Запада на плоской равнине, окружающей Чикаго, возникали небольшие поселки, многие из которых затем вошли в черту города. С 1894 по 1910 годы Райтом было построено в этом районе много частных домов, в которых отразилось новое представление о структуре жилого пространства и взаимоотношениях дома и природного окружения (Ривер Форест, Оукпарк и другие.)
Проживание в стандартных домах Райт называл «жизнью в коробках». Поэтому, прежде всего, он стремился к такой планировке дома, где большинство помещений хорошо просматривались бы, были связаны друг с другом большими проемами либо составляли единое целое, свободно омываемое природным окружением.
Окружающей природой были, в основном, плавные безлесные просторы прерий. Райт писал: «Прерии обладают собственной красотой, и мы должны признать и подчеркивать эту естественную красоту, ее спокойный силуэт. Отсюда — мягкие скатные кровли, вытянутые пропорции, большие навесы, террасы, ограждающие частные сады. Я люблю прерии за их великую простоту».
Комментариев нет:
Отправить комментарий