воскресенье, 4 июня 2017 г.

История стиля модерн

Под словом "модерн" (от французского modernе) в наше время преимущественно понимаются признаки “современного”, или “нового” стиля. Рассматривать историю стиля модерн надо как конкретно-историческое стилевое направление конца XIX - начала XX в. Это направление в архитектуре и материально-художественной культуре возникло в Бельгии и Австрии в 90-х годах прошлого века, как некий протест против буржуазной эклектики, как попытка создать новый стиль эпохи.


Немецкий архитектор К. Ф. Шенкель, который всю жизнь творил в стиле классицизма, еще в 30-х годах XIX века записал в своем дневнике такие слова: “Каждая великая эпоха соорудила себе памятник созданным ею архитектурным стилем. А не попробовать ли и нам найти свой собственный стиль? “. Пропагандистами нового стиля модерн в конце XIX в. выступают бельгийские архитекторы А. Ван де Вельде и Виктор Орта, близкие творческим направлением к художникам-новаторам Ван Гогу, Сезанну и Родену. В творчестве Вельде и Орта, а позже Отто Вагнера в Австрии, Антонио Гауди в Испании и других нашли отражение черты этого стиля, родившегося не в естественно-историческом процессе эволюции, а путем лабораторного новаторства.


Со временем модерн превратился в моду, у него было много последователей, в том числе и в России, но, доведенный до безобразного “крика”, он постепенно потерял то лучшее, что было заложено его основателями.

А между тем, у основателей модерна были свои прогрессивные идеи, свои мечты. Прогрессивным в модерне было противопоставление пышности и декоративности буржуазных вкусов простоте и лаконичности форм, использование новых материалов и конструкций.

Отто Вагнер, например, в здании клиники в Миттельбау впервые применил колонны в виде квадратных столбов без капителей и баз. Российские строители А. Барышников и М. Пятницкий, которые в 1904 году построили в Николаеве первый в мире железобетонный маяк, писали, что простым подбором абрисов, изяществом и смелостью пропорций, оригинальностью, новизной замысла достигается то, чего нельзя добиться нагромождением деталей, не связанных органически с общей формой и конструкцией.

Железобетонный маяк в Николаеве


Авторы этого вполне современного выражения запроектировали в 1904 году интересное сооружение - киевский фуникулер, образец применения новейших конструкций и стиля модерн.

 Киевский фуникулер

Однако любование красотой простых геометрических линий быстро приобрело характер самоцели, эстетического штампа, привело к потере первоначального рационального значения. Подхватив мнение Платона, высказанное им в “Филеба”, о том, “что геометрическим линиям присуще качество абсолютной красоты”, большинство последователей модерна, начиная с В. Орта, А. Гауди, а позднее Э. Мендельсона, восхищаются красотой геометрической линии. При этом забывают, что основой модерна является простота и целесообразность форм, смакуют линию и форму, забывая о соответствии конструкции, материала и главное - об удобстве и назначения здания или мебели. Постепенно модерн превратился в модный, вполне декоративный стиль, лишенный логики.

Количество домов, построенных в этом стиле за период с 1890 по 1914 гг - огромное. В истории модерна было много направлений и модных ответвлений в разных странах. В отдельных интерпретациях он набирал черты аскетизма, использовался в синтезе с национальными формами, например, в доме Полтавского земства (1909 г., арх. В. Кричевский).


Дом Полтавского земства



Новые материалы и конструкции широко сочетались со стилизованными национальными формами или причудливыми сплетениями линий и форм, взятых из природы, как, например, в павильоне станции метро в Париже (1900 г.), Народном доме в Брюсселе (1893 г., В. Орта), в доме А. Гауди в Барселоне (1907 г.).

Народный дом в Брюсселе


На улицах Москвы, Киева, Харькова и других городов можно, внимательно присмотревшись, найти немало домов, построенных в начале XX века в стиле модерн. Непременными элементами их являются большие круглые или неправильные абрисы окна и двери, прихотливые геометрические или растительные узоры, порой причудливые фигуры женщин, головы медуз и тому подобное. Это отголоски модерна, превратившиеся в декоративную, лишенную логики и тектоничности форму.

Сторонники модерна, недовольны эклектической громоздкой мебелью, начали создавать образцы мебели на свой вкус. Так, например, А. Ван де Вельде построил собственный дом и разработал проекты мебели для него (1909 г.). Созданный им стол имеет все признаки модерна в архитектуре. В его отделке применены сложные изогнутые элементы и криволинейные формы, но для работы стол имел определенную целесообразность. Более легкими были гарнитуры мебели, разработанные В. Орта, но форма в мебели не отражала требования целесообразности и была надуманной. Сложные формы, напоминающие цветок, добавляли модерновости посуде, например, бокалам и канделябрам из стекла.

стол Ван де Вельде


Западный заказчик, на деньги которого строились дома, создавались мебель и бытовые вещи, быстро подхватил новое художественное направление и превратил его в рекламную моду. Нашлись художники, которые, размышляя над идеями любителей модерна, превратили его в художественный штамп, лишенный целесообразности. Однако нельзя отрицать, что творческие новаторские идеи модерна не погибли напрасно, они вдохновили многих художников на новые творческие искания.

Во многом последователями лучших идей модерна был “Немецкий производственный союз” (1907 - 1933), который ставил своей задачей облагораживание ремесла путем сотрудничества искусства с промышленностью и торговлей. Этот союз впервые начал разработку вопросов технической эстетики и стал позже базой для создания Баухауза - специального учебного заведения, Высшей школы строительства и художественного конструирования (1919 - 1933) в Германии.

Баухауз


Созвучны идеям модерна были творческие позиции так называемой “рациональной” архитектуры в России. Известный русский ученый профессор П. Страхов выступил в 1906 году с предложением о необходимости соединить технику с искусством. Идеи “рациональной” архитектуры в России показывают, что в модерне отразились прогрессивные тенденции передовых архитекторов и деятелей культуры конца XIX - начала XX веков, которые пытались найти выход из противоречия между новым содержанием и старой формой и которые не смогли практически достичь свершения своих замыслов.

Именно поэтому прогрессивные черты модерна дали лишь толчок к развитию новых творческих направлений, таких, как, например, конструктивизм и функционализм, творчество немецких архитекторов Баухауза и отдельных архитекторов первой половины XX века в странах капитализма.

С другой стороны, модерн, превращенный в буржуазную моду, нашел последователей среди представителей упадочного искусства декаданса, символизма и декоративизма начала XX в., Которые подхватили лишь внешние декоративные черты и превратили его в новый штамп - искусство для искусства.

Костюм конца XIX начала XX века в соответствии с новыми условиями жизни стал более целесообразным и реалистичным. Последней данью старой дворянской моде на кринолины с их сложными конструкциями и неестественными формами был турнюр - небольшая подушечка, которая подкладывалась под платье сзади ниже талии. Гусиноподобный силуэт такого платья не раз высмеивали карикатуристы.

Представители модерна пытались окончательно отречься в костюме любых родов конструкций, которые искажали бы естественный силуэт тела человека. Костюм в стиле модерн начала XX в. приближается по своим очертаниям к природным формам тела человека, направляется к прилегающим фасонам. Тяга к простоте, удобству, уменьшение размеров и украшений, гибкость и вольность линий сочетается с характерной для модерна чертой - увлечением красотой силуэта, красотой линии.

Современный костюм во многом исходит из тенденций, заложенных в костюме модерна. Главная из них - красота и функциональность. Наряду с модерном и другими направлениями, представители которых пытались теоретически осознать и создать лабораторным путем новый стиль эпохи, в самой жизни западного общества XIX в. происходили события, которые постепенно и независимо от желаний архитекторов и художников влияли на формирование стиля материально-художественной культуры.

В 1850 году в Англии был объявлен конкурс на проект здания для международной выставки. В конкурсе приняли участие 233 автора. Победителем стал англичанин Джозеф Пакстон, который не был участником конкурса. За 9 дней он разработал проект огромного сооружения площадью около 72 тыс. метров.

Джозеф Пакстон


Применение типовых сборных элементов из чугуна, стекла и дерева, которые имели стандартные размеры, дали автору возможность построить дворец в чрезвычайно сжатые сроки - около 4-х месяцев. Сооружение по своим формам напоминало огромную стеклянную оранжерею. Это была совершенно новая архитектура, которая расширяла пределы дома, приближая человека к природе, раскрывающего свои интерьеры навстречу солнечному свету. Четкий ритм стандартных элементов, большие плоскости стекла, лаконизм и простота форм - все это вызвало новые, необычные эстетические ассоциации и позволяло говорить о стиле будущего.




Сила пакстоновского произведения в том, что автор не придумал его формы, а взял из жизни. Хрупкие растения, завезенные из экзотических стран, гибли в северном климате, и заботливые садоводческие руки создали для них искусственную среду. Так о человеке, который жил до этого только среди каменных стен, впервые позаботился садовник, который показал обществу путь к новой архитектуре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий